Оборудование, используемое при осуществлении реабилитационной и образовательной деятельности с детьми и подростками
Комната психологической разгрузки: кресла – пуфики с наполнителем, пузырьковая колонна, светящийся шар, «окно в бездну», световая панель «Цветной дождь», солевая лампа, лампа для ароматерапии.
Всё это позволяет создавать безопасную комфортную среду, которая способствует общему расслаблению, психическому и физическому восстановлению. Многообразие звуков, световых эффектов, разнообразных запахов и ощущений позволят успешно использовать сенсорную комнату для отдыха детей и подростков, для профилактики стрессовых состояний, общего укрепления центральной нервной системы и всего организма в целом.
Так же в работе с детьми, для развития сенсорно – перцептивной сферы, эффективно используются тактильные панели и сенсорные мячи.
Для снятия психоэмоционального напряжения, развития мелкой и общей моторики, а так же заряда положительных эмоций с детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводятся занятия в сухом бассейне.
Один из методов психотерапии – песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте.
Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение. По изображениям и символам, получившимся в результате рисования можно делать выводы о специфике личностных проблем, выявлять потребности человека. Изучая запечатлённое, мы видим трёхмерное изображение внутреннего мира, неосознанные проблемы и конфликты.
Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.
Для проведения индивидуальных коррекционно – развивающих занятий логопед и психолог используют дидактический материал – образовательный набор Ф.Фребеля, логопедические тренажёры, развивающие деревянные игрушки, мягкие кубики, настольный и пальчиковый театр, интерактивный плакат «Умка», развивающие модули - «Домик», «Часы», игры – пазлы, массу для лепки, умное лото, серии развивающих дидактических наборов и карточек и мн. др. Данные методики способствуют развитию речи, мелкой моторики, слухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, цветовой и пространственной ориентации. Помогают в овладении навыков счёта и чтения.
Для организации воспитательной работы с детьми имеется регулируемый стол «Ромашка» и регулируемые стульчики.
Развивающая среда для детей
При создании развивающей среды для детей в первую очередь учитывался принцип доступности, а так же полезности и результативности.
Для приобретения социального опыта используются наборы мягких модулей «Дорожное движение», дидактическая развивающая среда «Домик», дидактическое панно счёт от 0 до 10, дидактическая развивающая среда «Тик – Так», мягкий модуль, конструктор «Домик»
Ширмы, различные виды кукольного театра помогают разнообразить занятия воспитателя по программе «Литературный сундучок». Действия детей с кукольными персонажами, собственные действия по ролям, художественно-речевая деятельность – все это способствует интенсивному речевому развитию, преодолению робости, застенчивости, обретению новых знаний, умений и навыков.
Оборудование (флип-чарт, многофункциональная доска, мольберты, канцелярские товары для творчества (кисти, краски, мелки, карандаши, пластилин, фломастеры, бумага, картон и мн. др.), необходимы для организации системы развивающих занятий и творческой работы с детьми по программе «Волшебный узор» и позволяют создать детям благоприятные условия для познавательной деятельности и реализации своих творческих возможностей, что способствует повышению эффективности реабилитационных мероприятий в процессе образовательной деятельности.