фонд логотп                       

Муниципальное бюджетное учреждение

Комплексный центр социального обслуживания населения

Усть – Таркского района Новосибирской области

 

               УТВЕРЖДЕНА

Приказом   директора МБУ «КЦСОН»

Усть-Таркского района НСО

                     № 13 от 01.02.2022 г  

       .

ПРОГРАММА

КОММУНИКАТИВНО - ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПЛОЩАДКИ   ДЛЯ СЕМЕЙ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ

«МЫ ВМЕСТЕ»

 

 к программе

2022 год

 

Актуальность программы

       Организация психолого-педагогического сопровождения детей - инвалидов не возможна без оказания психолого – педагогической помощи семьям, в которых они воспитываются и живут, поскольку ребенок и его родители составляют единую динамическую систему, взаимодействующую с окружающими людьми и противостоящую неблагоприятным внешним обстоятельствам. Как отмечает К. Тингэй-Михаэлис, ослабление любого компонента этой системы приводит и к ослаблению ее жизнестойкости.

       Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии. Необходимым условием социализации личности является развитие ее социальной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Кроме того, положение ребёнка в структуре межличностных отношений в семье тоже является немаловажным фактором для его полноценного психического развития.

       Реабилитация детей в силу их особого положения – это процесс длительный, кропотливый, требующий непрерывных усилий со стороны его семьи и близких, а так же государственных и общественных организаций. Психологи, социологи, педагоги исследуют механизмы, этапы, стадии и факторы этого процесса. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

    Оказание психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающих детей – инвалидов требует системного и комплексного подхода. Эффективность психолого-педагогического сопровождения будет расти, если родителям и семьям, воспитывающим детей - инвалидов, будет оказана своевременная психолого – педагогическая помощь.

       Собственно психолого-педагогическое направление сопровождения семьи, воспитывающей ребенка – инвалида включает как педагогическое, так и психологическое содержание работы, куда входит: диагностика, коррекционная и консультативная работа; работа в творческой мастерской «Радость моя» и культурно – развлекательные мероприятия.

       Социально – консультативная и психолого – педагогическая помощь и поддержка семьи решает задачи координации совместных усилий специалистов отделения и родителей по организации и проведению коррекционно – развивающей работы с ребёнком, как в отделении, так и в домашних условиях, формированию или нормализации детско – родительских отношений, расширению позитивных социальных контактов семьи. И, в конечном итоге, способствует дальнейшей социализации ребёнка и его семьи.

       Создание коммуникативно – интегрированной площадки для семей, воспитывающих детей – инвалидов в рамках программы «Мы вместе» на базе МБУ «КЦСОН» даст возможность семье стать социально – открытыми и активными, снизить эмоциональную напряженностьиизбавится от тревоги,повысить ощущение самоконтроля и уверенности в своих ролевых обязанностях в связи с особенностями ребенка и акцентировать внимание на естественную потребность любить себя, других и быть любимыми.

       Программа «Мы вместе» направлена на создание и развитие коммуникативно – интегрированной площадки для семей, воспитывающих детей – инвалидов.

Программа включает в себя следующие формы работы:

·         Работа с детьми;

·         Работа с родителями;

·         Совместная творческая и досуговая деятельность детей и родителей.

Нормативно – правовая база

Локальные документы

- Устав МБУ «КЦСОН»;

- Положение об отделении реабилитации несовершеннолетних;

- Положение об отделении психолого-педагогической помощи семье и детям;

- Положение о социальном, психолого – педагогическом консилиуме;

- Должностные инструкции сотрудников отделений.

- Приказ №12 от 01.02.2022 года о реализации мероприятия Комплекса мер по поддержке жизненного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью на территории Новосибирской области.

Региональные документы:

- Закон Новосибирской области № 499-ОЗ от 18.12.2014 "Об отдельных вопросах организации социального обслуживания граждан в Новосибирской области"

Федеральные документы:

- Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Цель: создание и развитие коммуникативно – интегрированной площадки для семей, воспитывающих детей – инвалидов с использованием комплекса коррекционно-реабилитационных технологий для расширения их социальной адаптации, активизации познавательной и творческой деятельности и реабилитации детей в условиях МБУ «КЦСОН».

Задачи:

·         Выявление семей, воспитывающих детей с инвалидностью, нуждающихся в поддержке и определение целевой группы программы;

  • Помощь каждой семье найти и мобилизовать внутренние ресурсы для решения вопросов развития и воспитания детей с инвалидностью и своих проблем;

  • Организация психолого-педагогической поддержки и просвещения родителей по проблемам общения, развития и воспитания детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья посредством встреч,  проведения семинаров-практикумов, круглых столов, мастер-классов, тренингов, праздников, направленных на их социальную реабилитацию и развитие коммуникативных навыков.

  • Предотвращение формирования социальной изоляции семей, воспитывающих детей с инвалидностью, обмен опытом между родителями, осуществление взаимной поддержки.

  • Оптимизировать общения родителя и ребёнка и содействовать формированию благоприятного микроклимата в семейных отношениях;

  • Внедрение новых технологий работы с семьями с детьми - инвалидами и их ближайшим окружением.

  • Организация и проведение психолого - педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  • Включение родителей в коррекционный процесс, осуществляемый специалистами отделений.

  • Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми.

  • Снятие психоэмоционального напряжения у детей и родителей, через обучение приёмам релаксации, формирование стрессоустойчивости, проявление положительных эмоций.

Сроки реализации программы: 2 года

Целевая группа: родители (законные представители), воспитывающие детей с инвалидностью; дети – инвалиды.

     Программа реализуется как целостная система совместной деятельности специалистов отделений, детей и родителей, направленная на активное воспитание и развитие личности ребенка – инвалида и на социализацию семьи в целом.

График и количество проведения занятий:

     Занятия с детьми проводятся весь период, в соответствии с графиком   прохождения курса реабилитации в отделении, на основании ИППСУ (согласно плану).

     Занятия с родителями проводятся (согласно плану) 1 раз в месяц, совместная деятельность в творческой мастерской «Радость моя» - 1- 2 раза в квартал; совместные праздники – в соответствии с календарными праздничными датами (День семьи, День защиты детей, День матери, Новый год, декада инвалидов).

     Мероприятия в рамках технологий «Выездного социального экспресса» будут проходить 1 раз в квартал, «Равный поможет равному» - 2 раза в год, «Дистанционный консультативный онлайн - пункт» будет работать весь период согласно плану.

Кадровое обеспечение: социальный педагог, педагоги – психологи, логопед, воспитатель реализуют мероприятия программы, осуществляют психолого – педагогическую реабилитацию детей, оказывают консультативную психологическую помощь родителям, организуют и проводят совместный досуг и работу в творческой мастерской «Радость моя».

Заведующие отделений организуют участие, координирует и анализирует   деятельность, осуществляет контроль и анализ реализации программы.

       Специалисты по социальной работе отделения срочного социального обслуживания населения сельских администраций будут проводить социально-бытовое обследование семей, и организовывать участников целевой группы для проведения мероприятий.

Принципы работы в группе:

  • 1. Принцип активности: каждый участник включается в групповую или индивидуальную работу и активно решает поставленные задачи;

  • 2. Принцип доверия: заключается в создании условий для доверительного и продуктивного в плане решения проблем развития и воспитания ребёнка.

  • 3. Принцип конфиденциальности: всё, что происходит на занятиях, остается в группе и не может быть распространено за ее пределами или передано посторонним людям;

  • 4. Принцип уважительного отношения к другому и его мнению:каждый участник группы обязан уважать достоинство и мнение других участников.

  • 5. Принцип преемственности.

Форма работы: индивидуальные и групповые занятия, клуб общения, творческая мастерская, выездной социальный экспресс, акции и другие.

Методы работы:

* Диагностика

* Анкетирование (начальное и итоговое)

* Беседа

* Словесные методы

* Игровые методы

* Наглядные методы

* Релаксационные методы

Основные направления программы:

Диагностическое:

  • диагностическое обследование ребёнка (первичное, вторичное)

  • анкетирование родителей (вводное и итоговое).

Информационно – просветительское: проведение консультаций с элементами видео презентаций; подготовка памяток и буклетов для родителей; подготовка видео презентации о реабилитационной деятельности с детьми; обучение компьютерной грамоте.

Психолого – педагогическое:

·         проведение мероприятий с детьми по плану индивидуальной программы социальной психолого – педагогической реабилитации в соответствии с ИППСУ.

  • Проведение психологических тренингов и обучающихс еминаров (в том числе и в дистанционной форме) для родителей с элементами видео презентации.

Творческое: совместная творческая деятельность детей и родителей в творческой мастерской «Радость моя»

Культурно – досуговое: подготовка и проведение культурно – развлекательных программ и акций с детьми и родителями.

Этапы реализации программы:

1 этап: организационный

Цель: создание организационной основы программы.

Январь - 2022года

Работа с литературой, статистическими данными, определение проблемы

 Формирование методической базы по работе с семьёй, воспитывающей детей – инвалидов.

 Разработка программы

 Выявление семей, воспитывающих детей с инвалидностью, нуждающихся в поддержке и определение целевой группы программы;

2 этап: основной

Цель: реализация программы, вводное анкетирование.

 Проведение мероприятий в соответствии с планом работы.

 Промежуточный анализ результатов работы программы по направлениям, определение эффективности работы на основании ИПР детей и анкетирования родителей.

3 этап: заключительный

Цель: подведение итогов работы коммуникативно – интегрированной площадки по направлениям деятельности.

 Анализ результатов работы по программе на основе итоговой диагностики детей и итогового анкетирования родителей.

 Проведение круглого стола по итогам реализации программы «Мы вместе».

Механизм реализации программы:

Для реализации программы «Мы вместе»

 определена целевая группа участников;

 определены направления работы и их теоретическое обоснование;

 составлен календарно – тематический план основных мероприятий;

 сформирован инструментарий анализа эффективности работы программы.

Материально техническое обеспечение:

     В МБУ КЦСОН имеется кабинет для групповых занятий, оборудованный аудио, видео техникой:

    • ноутбук;

    • видеопроектор;

    • демонстрационный экран;

    • стулья;

    • стеллаж с настольными играми, наборами для совместной проектной деятельности и для конструирования (конструкторы).

         Имеется отдельное помещение (группа) для детей, проходящих психолого – педагогическую реабилитацию в отделении, оснащённое мягкой мебелью, детской стенкой, столом для творчества, столом песочной терапии, сухим бассейном, столом и стульями «Ромашка», магнитной доской. В достаточном количестве имеются ручки, тетради, цветные карандаши, фломастеры, бланки тестов и анкет, маркеры,   ватманы, различный материал для творческой работы (в соответствии с планом). Так же имеется компьютер, музыкальный центр, телевизор.   Для проведения индивидуальных занятий с детьми есть оборудованный кабинет логопеда и психолога.

     Для   психокоррекционных занятий имеется комната психологической разгрузки: пуфы, сенсорный уголок с пузырьковыми колоннами, световые панно, зеркальный шар.

     Для осуществления выездов специалистов имеется автомобиль.

     Для занятий на выездных мероприятиях будут использоваться учебные классы в сельских средних образовательных школах района.

     Для проведения Онлайн-занятий имеются 14 дистанционных консультативных пунктов для детей и их родителей при администрациях сельсоветов и в МБУ "КЦСОН"

 Содержание работы программы

 Отделение реабилитации несовершеннолетних

 

%

Специалист

Направления

работы

Методы

работы

Цель

работы

1.

 

Социальный педагог: Щербина Надежда Викторовна

Педагогическое:

Работа с детьми

по программе «Правовое воспитание»

Диагностическое

Профилактическое

Коррекционно - развивающее

Диагностика

Беседа

Игра

Наблюдение

Словесные и наглядные методы

Оценка уровня развития познавательной сферы, коммуникативных и культурно – гигиенических навыков.

Коррекция имеющихся у ребёнка отклонений в развитии иповедении.

Развитие интеллекта, коммуникативных навыков и социально – бытовой адаптации.

Работа с родителями:

Диагностическое

Консультационно - просветительское

Диагностика

Беседа

Консультация

Подготовка памяток для родителей

Социально – педагогическое просвещение родителей.

Обучение компьютерной грамотности.

2.

Педагог – психолог:

Бушмакин Константин Александрович

Психолого – педагогическое:

Работа с детьми по программе «Волшебный мир сенсорной комнаты».

Диагностическое

Терапевтическое

Профилактическое

Коррекционно – развивающее.

Обучающее

Диагностика

Беседа

Игра

Демонстрация

Наблюдение

Релаксация

Терапия

Словесные и наглядные методы

Снятие психо эмоционального напряжения и развитие сенсорного восприятия.

Оценка уровня интеллектуального, коммуникативного, эмоционально – личностного развития ребёнка.

Коррекция эмоционально – волевой сферы.

Развитие коммуникации, познавательных процессов, эмоциональной само регуляции, социальной адаптации.

Обучение детей компьютерной грамотности.

Работа с родителями:

Диагностическое

Профилактическое

Консультационно - просветительское

Психологический тренинг

Консультация с элементами видео презентации

Релаксация

Снятие психоэмоционального напряжения.

Заряд положительных эмоций.

Психолого – педагогическое просвещение.

3.

Логопед:

Степаненко

Вера Игоревна

Педагогическое:

Работа с детьми по программе «Речевичёк»:

Диагностическое

Коррекционно - развивающее

Диагностика

Игра

Театрализация

Словесные и наглядные методы

 

Создание оптимальных условий для преодоления у детей проблем, связанных с нарушением речи; воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, направленного на развитие речевых и неречевых процессов; подготовка детей к полноценному овладению устной и письменной речью, в конечном итоге – к успешному обучению в школе.

Работа с родителями:

Обучающий семинар

Видео урок

Консультация

Педагогическое просвещение родителей по вопросам развития речи у детей и коррекции речевых дефектов. Обучение логопедическим играм и упражнениям. Разработка методических рекомендаций.

4.

Воспитатель

 

Творческое направление

Творческая мастерская «Радость моя»

 

Развитие творческих способностей детей и родителей.

Формирование детско – родительских взаимоотношений, чувства сплочённости, взаимопомощи, взаимоподдержки, чувства радости и гордости за совместную творческую работу.

5.

Все сотрудники отделения

Культурно –досуговое направление

Семейные праздники.

Культурно – развлекательные мероприятия.

Социализация детей и родителей.

 

 Отделение психолого – педагогической помощи семье и детям

 

Технология работы

Направление и содержание работы

Цель работы

Технология «Выездной социальный экспресс»

Психолого – педагогическое направление

Выездной социальный экспресс будет использоваться в клубе для семей с детьми инвалидами отдаленных от районного центра.

Один раз в квартал во время выезда будут проходить   тренинги и досуговые мероприятия.

Своевременное оказание необходимой помощи, организация интересного досуга и решение существующих проблем.

Технология «Равный поможет равному»

Профилактическое направление

Данная технология осуществляется добровольцами клуба волонтёров «Мы-за ЗОЖ и семейные ценности», которые организуют и проводят развлекательные мероприятия и акции для семей с детьми инвалидами.

 

Развитие добровольческого движения молодежи по пропаганде семейных ценностей и здорового образа жизни/ организация и проведение социально-значимых мероприятий для семей с детьми с инвалидностью на территории Усть-Таркского района.

 

Технология «Дистанционные консультативные Онлайн - пункты»

Консультационно – просветительское направление

Технические возможности платформы Zoom позволяют опытным специалистам дистанционно взаимодействовать с детьми и родителями. Организацию целевой аудитории обеспечивают специалисты по социальной работе отделения срочного социального обслуживания населения МБУ «КЦСОН».

Психолого-педагогичнское просвещение, решения существующих потребностей и проблем целевой аудитории.

 Календарный план работы с детьми – инвалидами на 2022 год

 Отделение реабилитации несовершеннолетних

Наименование этапов, мероприятий

Сроки начала и окончания, исполнитель

Ожидаемые итоги

* Подготовительный этап:

1.     Психологическая

диагностика.

Разработка методических материалов для проведения занятий.

2. Логопедическое обследование детей.

Подготовка методики работы с детьми по программе «Речевичёк».

3.     Педагогическая диагностика.

Оценка уровня познавательной сферы и социально – бытовой адаптации.

4. Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности; оценка комплекса умений и способностей в изобразительном творчестве.

5.Заседание социального психолого – педагогического консилиума

Весь период

При зачислении     и отчислении детей

Психолог

Весь период

При зачислении     и отчислении детей

Логопед

Весь период

При зачислении     и отчислении детей

Соц.педагог

Весь период

При зачислении     и отчислении детей

Воспитатель

Весь период

(при зачислении детей)

Определение уровня коммуникативного, эмоционального, познавательного и     умственного развития ребёнка.

Определение уровня речевого развития детей, выявление речевых дефектов.

Выявление уровня развития

Познавательной сферы, социально – бытовой ориентации и социальной адаптации

            

Выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми и креативных навыков.

Результаты первичной диагностики.

Разработка индивидуальной программы социальной психолого – педагогической реабилитации.

* Основной этап:

1. Программа «Правовое воспитание»

- «Мои права»

- «В мире вежливости»

- «Моё детство»

- «Мои обязанности»

- «Хочу вырасти здоровым человеком»

- «Добро всегда побеждает зло»

- «У страха глаза велики»

- «Я расту, я изменяюсь»

 

2. Программа «Волшебный мир сенсорной комнаты»

- «Пойми меня»

- «Тайна света»

- «Магическая музыка»

- «Шум дождя»

- «Музыка ветра»»

- «Звуки природы»

- «Пение птиц»

- «В краю хорошего настроения»

 

3. Программа «Речевичёк»

Блоки занятий:

- Звуковая азбука;

- Речевое развитие:

Развитие устной речи:

Дети 3 – 7 лет

* «Знакомство»;

*«Растительный мир»;
* «Живлотный мир»;

* «Я люблю свою планету»;

* «Мир, в котором я живу»;

Дети 8 – 15 лет

*Знакомство

* «Речь, предложение, слово»

* Звукобуквенный анализ. Синтез слова.

* Слова – действия.

* Слова – признаки

* Синонимы, антонимы.

* Омонимы, многозначные слова

* Работа с деформированным текстом.

Развитие письменной речи:

Дети 3 – 7 лет

*Знакомство

* Растительный мир

* Животный мир

* Я люблю свою планету

* Мир, в котором я живу

Дети 8 – 15 лет

* Знакомство

* Корень слова

* Приставка

* Суффикс

* Слова – предметы

* Слова – действия

* Слова – признаки

* Предложение

- Развитие и регулировка речевого дыхания на тренажёре «Воздушная струя»

4. Программа «Волшебный узор»

- «Королева кисточка и волшебные превращения красок»

- Творческая мастерская «Мульти – пульти»

- Рисование витражными красками «Мои любимые игрушки»

- Создаём красивые узоры пальчиками.

- «Весёлый зоопарк» - лепка из пластилина

- «Мир полон украшений» - декорирование предметов.

- Рисование на световом планшете.

 5.     Проведение занятий по компьютерной грамотности

* Завершающий этап:

1) Итоговая психолого – педагогическая   диагностика

2) Логопедическое обследование

3) Заседание социального психолого – педагогического консилиума.

4) Оформление выставки творческих работ «Мир, глазами ребёнка».

 5) Создание     презентации «Мы вместе»

6) Круглый стол «Мы вместе»

Весь период

(2 раза в месяц)

Соц. педагог

Весь период

(2 раза в неделю)

Психолог

Весь период

инд. (3 раза в неделю)

групп. (ежедневно)

Логопед

Весь период

(ежедневно)

Воспитатель

Весь период

(1 раз в месяц)

Весь период

(при отчислении)

Соц. педагог

Психолог

Логопед

При отчислении

(все специалисты)

Ноябрь

(воспитатель)

Декабрь

(психолог и дети)

Декабрь

Создание атмосферы дружелюбия, доброты, понимания и проигрывание игровых ситуаций     будет способствовать формированию

нравственных качеств и правовой культуры у детей.

Дети узнают     основные приёмы релаксации и саморегуляции, научатся контролировать свои эмоции и чувства. Занятия помогут снять психо эмоциональное напряжение, будут способствовать развитию сенсорно – перцептивной сферы у детей, душевному спокойствию и заряду положительных эмоций.

К концу обучения дети будут знать:

·        буквы и звуки родного языка;

·        первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

·        положение артикуляционных органов при произнесении того или иного звука;

·        точность выполнения артикуляционных упражнений;

·        дыхательные упражнения;

·        правила поведения на занятиях;

·        этапы звуко-слогового анализа и синтеза слова.

Обладать навыками:

·        фонематического представления;

·        фонематического восприятия;

·        фонематического анализа и синтеза;

·        диалогической речи (начинать и поддерживать ее);

·        сознательного пользования языковым материалом в зависимости от социальной ситуации

Развитие сенсорного и художественноговосприятия, познавательного интереса, творческих способностей, фантазии, мышления, воображения и эстетического вкуса;     повышение творческой активности. Овладение социально – бытовыми навыками, техниками изобразительного и декоративно прикладного творчества.

Приобретение детьми   элементарных навыков работы на компьютере.

Оценка динамики коммуникативного, познавательного и личностного развития детей.

Оценка     динамики речевого развития детей.

Подведение итогов курса психолого – педагогической реабилитации.

Развитие чувства радости и восхищения от результатов своей творческой работы. Стимулирование творческих способностей детей.

Закрепление азов компьютерной грамотности     полученных на занятиях.

Подведение итогов работы коммуникативно – интегрированной площадки для семей, воспитывающих детей – инвалидов «Мы вместе» за 2022 год.

 

 Календарно тематическое планирование работы с семьёй, воспитывающей ребёнка – инвалида на 2022 год

Отделение реабилитации несовершеннолетних

 

%

 

Мероприятие

Дата проведения

Цель

мероприятия

Предполагаемый результат

1.

Психологический тренинг: «Пойми меня».

18.02.22г.

Гармонизация отношений родителей и детей.

Повышение психологической компетентности и педагогической грамотности родителей.

2.

Видео презентация для мам к 8 марта.

Работа в Творческой мастерской «Радость моя» - Аппликация из макарон «Цветы для мамы»

 

 

 

05.03.22г.

Повышение творческой активности. Формирование чувства сплочённости, взаимопомощи, чувства радости за совместный труд.

Повышение творческого потенциала родителей,

чувства радости за совместный труд..

3.

Консультация логопеда

«Роль родителей в речевом развитии детей»

15.04.22г.

Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития речи у детей.

Педагогическое просвещение родителей.

4.

Праздник, посвящённый международному Дню Семьи.

Работа в творческой мастерской «Радость моя» - (изготовление белого Ангела - семейного оберега).

 

 

27.05.22г.

 

Повышение социализации семьи и её творческой активности. Формирование чувства сплочённости, взаимопомощи, чувства радости за совместный труд.

Социализация семьи.

Повышение творческого потенциала детей и родителей,

чувства радости за совместный труд.

5.

Консультация логопеда «Игровая гостиная, или давайте поиграем дома с детьми».

25.06.22г.

Обучение родителей методике пальчиковой гимнастики.

Повышение педагогической грамотности родителей.

6.

Психологический тренинг в комнате психологической разгрузки: «Сбрось усталость».

28.07.22г.

Профилактика эмоционального напряжения у родителей.

Снятие психоэмоционального напряжения.

 

7.

Совместная работа в творческой мастерской «Радость моя»

Декорирование бутылки           (яичная скорлупа и термоклей)

25.08.22г.

Повышение творческой активности. Формирование чувства сплочённости, взаимопомощи, чувства радости за совместный труд.

Повышение творческого потенциала детей и родителей.

 

8.

Логопедический тренинг для детей и родителей «Весёлая грамматика».  

     23.09.22г.

Познакомить с практическими упражнениями по развитию грамматического строя речи.

Просвещение родителей, повышение педагогической грамотности родителей.

9.

Психологический тренинг «Формирование эффективной родительской позиции»

28.10.22г.

Повышение педагогической компетентности     родителей в воспитании и развитии ребёнка.

Повышение педагогической грамотности родителей.

10.

Праздник, посвящённый

Дню матери.

Работа в творческой мастерской «Радость моя» - изготовление объемной аппликации «Мамино сердце»

 

 

 

25.11.22г.

Повышение социализации семьи и творческой активности. Формирование чувства сплочённости, взаимопомощи, чувства радости за совместный труд

Социализация семьи.

Повышение творческого потенциала детей и родителей,

чувства радости за совместный труд.

11.

 

 

 

 

Праздник, посвящённый декаде инвалидов «Безграничные возможности».

Работа в творческой мастерской «Радость моя» Изготовление оберега «Ангел»

 

     07.12.22г.

 

 

 

Создание атмосферы праздника.

Формирование чувства толерантности к детям с ОВЗ,

чувства сплочённости, взаимопомощи, чувства     радости за совместный труд.

Социализация семьи.

Повышение творческого потенциала родителей,

чувства радости за совместный труд.

12.

Праздник «Новогодняя сказка».

27.12.22г.

Социокультурная реабилитация.

Социализация детей и родителей.

 Календарно – тематическое планирование работы «Отделения психолого – педагогической семье и детям» в рамках коммуникативно – интегрированной площадки для семей, воспитывающих детей – инвалидов на 2022 год

 

Технология

Название мероприятия

Месяц   и место проведения

«Выездной социальный экспресс»

1.     Тренинг по взаимодействию родителей и подростков «Искусство быть счастливыми»

2.     Тренинг для родителей и детей «Цветик-семицветик»

с. Богословка - март;

с. Яркуль-Матюшкино – май.

с. Кушаги - сентябрь,

с. Усть-Тарка - ноябрь.

 

«Равный поможет равному»

1.       Игровая развлекательная программа для детей «Путь к здоровью»

2.       Фотомарафон «Живи ярко!»

3.       Благотворительная акция «Доброта сильней богатства»

 

Июнь

Июнь

Декабрь

«Дистанционные консультативные Онлай - пункты»

1.     Онлайн-лекторий «Токсичные родители Кто они?».

2.     Родительский лекторий «Воспитание любовью».

3.     «Игра и полезный досуг. Как играть и развивать ребёнка без гаджетов».

4.     Лекторий «Влияние родительских установок».

 

Март

Май

Август

Октябрь

 Эффективность программы

  • Около 30 семей, воспитывающие детей – инвалидов получат действенную помощь специалистов учреждения МБУ «КЦСОН».

  • Рост мотивации сотрудничества специалистов учреждения и семей, воспитывающих детей – инвалидов.

  • Отсутствие синдрома эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей - инвалидов или его снижение.

  • Улучшение психо – эмоционального состояния детей и родителей.

·         Сплочение детей и взрослых, возможность детям инвалидам проявить себя и самоутвердиться.

·         Повышение интеллектуально-творческого потенциала детей и родителей.

  • Проявление инициативыи возможности для семей целевой группыпообщаться,поделитьсясвоимирадостямигорестями,опытом воспитания и развития своих особенных детей.

  • Развитие и повышение творческой активности детей и родителей.

  • Позитивный отклик родителей, добровольное обращение за услугами специалистов.

  • Повышение воспитательного потенциала родителей.

Ожидаемые результаты

  • Будет определена целевая группа программы - около 30 семей с детьми - инвалидами;

  • Преодоление социальной изоляции родителей, воспитывающих детей - инвалидов, и получения ими поддержки от специалистов и других родителей.

  • Снижение напряженности или тревоги родителя в отношении осуществляемой роли.

  • Развитие ощущения самоконтроля и уверенности в своих ролевых обязанностях в связи с особенностями ребенка.

  • Выработка адекватной самооценки и способности к самопринятию.

  • Гармонизация внутреннего мира ребёнка и окружающего жизненного пространства, обнаружение внутренних ресурсов и развитие стремления к самопознанию, саморазвитию, самореализации.

  • Социализация детей – инвалидов и семьи, воспитывающей ребёнка – инвалида

  • Приобретение участниками знаний о принципах эффективной коммуникации, улучшение коммуникативных навыков выстраивания конструктивного диалога;

  • Улучшение взаимоотношений между детьми и родителями;

  • Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации, акции, творческая мастерская  т.д.)

 Список литературы

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / М. М. Айшервуд.- М.: Инфра-М, 2001. - 218 с.

2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. И. Акатов. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 326 с.

3. Андреева М. Н. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида на разных возрастных этапах развития / М. Н. Андреева // Социальное обеспечение. - 2006. - №5. С. 42 - 57.

4. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей/ Г. И. Бондаренко //Вопросы социальной работы. Дефектология.- 1998.- №3. С. 95 - 98.

5. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей / Л. П. Боровая // Социально-педагогическая работа. - 1998. - №6. - С.57 - 64.

6. Худенко Е.Д. Дедюхина Г.В. Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье / Е. Д. Худенко, Г. В. Дедюхина. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 248 с.

7. Законодательные основы в области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии / Под ред. М.С. Сергеева. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 219 с.

8. О мерах государственной социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством людям с ограниченными возможностями. Информационный справочник. - Петрозаводск, 2008.- 274 с.

9. Комплексная реабилитация инвалидов / Под ред. Т.В.Зозули. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 317 с.

10. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей / А. Р. Малер. - М.: Дело, 1996. - 328 с.

11. Малофеев Н.Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев-М.: Инфра - М., 2008. - 395 с.

12. Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями В. Т. Мошняга. - М.: Инфра-М., 2008. 395 с.

12. Обучение и медико-социальная реабилитация детей с нарушениями развития / Под.ред. М. В. Бельгесовой. А.М.Царёва. Псков, 2008. - 295 с.

13. Основы социальной работы / Под ред. П. Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 314 с.

14. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей - инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С.М.Безуха и С.С. Лебедевой. - СПб: Речь, 2006. - 406 с.

15. Справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: Юристь, 1997. - 563 с.

16. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Е. Р. Смирнова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2. - С. 51-56.

17. Социальная работа / Под ред. проф. В.И. Курбатова. - Ростов н /Д: Феникс, 1999. - 526 с.

18. Социальная работа / Под ред. д.п. н., проф. Н. Ф. Басова. - М.: Дашков и К, 2009. - 463 с.

19. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е. И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 2006. - 495 с.

20. Социально-средовая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями в ЦРДИ и других социально-педагогических центрах. Сборник информационных материалов. СПб, 2005.

21. Технология социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 492 с.

22. Трошина О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации инвалидов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 328 с.

23. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон (в ред. №351-ФЗ от 09.12.2010).

24. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

25. Федеральный закон от 17.07.1999г. № 178 - ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122 - ФЗ).

26. Холостова Е.И. Социальная реабилитация / Е. И. Холостова. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2003. -295 с.

27. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика / Е. И. Холостова.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 472 с.

Приложение 1

Анкета

для родителей, участвующих в реализации программы «Мы вместе»

Уважаемые родители!

Для того чтобы сделать работу с семьёй по программе «Мы вместе» более эффективной, пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы:

1. Ф.И.О.________________________________________________________________

2. Ваш пол: мужской, женский (подчеркнуть)

3. Сколько вам лет? (укажите число полных лет цифрами)__________________

4. Ваше основное занятие в настоящее время?

Место работы__________________________________________________________

5. Домашнй адрес:   ----------------------------------------------------------------------------------------------

6.Ребёнок для меня – это     ------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------

7.Родитель для ребёнка – это   -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8.Считаете ли вы, что процесс психолого – педагогической реабилитации ребёнка не возможен, без тесного сотрудничества со специалистами отделения и помощи родителей? ------------------------------------------------------------------------------------------------------

9.      Что вы считаете более важным для вас в ходе работы с вашим ребёнком? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10.  Какие вопросы в воспитании и развитии вашего ребёнка вы считаете более значимыми? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Считаете ли вы, что работа по программе «Мы вместе» будет для вас полезной и результативной? -------------------------------------------------------------------------------

  2. По каким определённым темам вы бы хотели получить помощь специалистов отделения?         ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  3. Как вы первоначально оцениваете атмосферу, обстановку и организацию работы         программы «Мы вместе». --------------------------------------------------------------------------

  4. Участником, каких мероприятий вы бы хотели стать?

- семинар;

- круглый стол;

- консультация;

- тренинг;

- творческая мастерская;

- культурно – развлекательная программа.

15. Чему вы хотите научиться в ходе реализации программы «Мы вместе»? -----------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -

16. Чего вы ожидаете от работы по программе «Мы вместе»? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Благодарим за сотрудничество

Приложение 2

Анкета

для родителей, участвующих в реализации программы «Мы вместе»

Уважаемые родители!

Для того чтобы сделать работу по программе «Мы вместе» более эффективной, пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы

1. С какого времени Вы участвуете в реализации программы «Мы вместе»?___________________________________

2. Нравятся ли Вам встречи, организованные специалистами отделения? (да, нет)______________________

3. Какие мероприятия Вам особенно запомнились?________________________________________________

4. Встреча, с какими специалистами Вам оказалась наиболее полезной?_______________________________________

5. Какой опыт Вы приобрели, участвуя в работе программы «Мы вместе»?_______________________________________

6. Применяете ли Вы знания, полученные в отделении? Если да, то какие именно?________________________________

7. Каким опытом Вы можете поделиться? ___________________________________________________________________________

8. На сколько баллов Вы оцениваете работу клуба? (от 1 до 5)______________________

9. Хотели бы Вы принять участие в работе программы «Мы вместе» в дальнейшем? (да, нет)_______________________________________________________

10. Если Вы хотите продолжить работу, какие проблемы хотели бы решить? ___________________________________________________________________________

11. С какими специалистами, на Ваш взгляд, нужно организовать встречу?_____________________________________

12. Какие мероприятия, по Вашему мнению, нужно провести?_______________________________________________

13. Ваши пожелания и рекомендации специалистам по работе с семьёй в рамках программы «Мы вместе».

Благодарим за сотрудничество!