ПРОГРАММА
КОММУНИКАТИВНО - ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ СЕМЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ
«МЫ ВМЕСТЕ»

2022 год
Актуальность программы
Организация психолого-педагогического сопровождения детей - инвалидов не возможна без оказания психолого – педагогической помощи семьям, в которых они воспитываются и живут, поскольку ребенок и его родители составляют единую динамическую систему, взаимодействующую с окружающими людьми и противостоящую неблагоприятным внешним обстоятельствам. Как отмечает К. Тингэй-Михаэлис, ослабление любого компонента этой системы приводит и к ослаблению ее жизнестойкости.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии. Необходимым условием социализации личности является развитие ее социальной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Кроме того, положение ребёнка в структуре межличностных отношений в семье тоже является немаловажным фактором для его полноценного психического развития.
Реабилитация детей в силу их особого положения – это процесс длительный, кропотливый, требующий непрерывных усилий со стороны его семьи и близких, а так же государственных и общественных организаций. Психологи, социологи, педагоги исследуют механизмы, этапы, стадии и факторы этого процесса. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Оказание психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающих детей – инвалидов требует системного и комплексного подхода. Эффективность психолого-педагогического сопровождения будет расти, если родителям и семьям, воспитывающим детей - инвалидов, будет оказана своевременная психолого – педагогическая помощь.
Собственно психолого-педагогическое направление сопровождения семьи, воспитывающей ребенка – инвалида включает как педагогическое, так и психологическое содержание работы, куда входит: диагностика, коррекционная и консультативная работа; работа в творческой мастерской «Радость моя» и культурно – развлекательные мероприятия.
Социально – консультативная и психолого – педагогическая помощь и поддержка семьи решает задачи координации совместных усилий специалистов отделения и родителей по организации и проведению коррекционно – развивающей работы с ребёнком, как в отделении, так и в домашних условиях, формированию или нормализации детско – родительских отношений, расширению позитивных социальных контактов семьи. И, в конечном итоге, способствует дальнейшей социализации ребёнка и его семьи.
Создание коммуникативно – интегрированной площадки для семей, воспитывающих детей – инвалидов в рамках программы «Мы вместе» на базе МБУ «КЦСОН» даст возможность семье стать социально – открытыми и активными, снизить эмоциональную напряженностьиизбавится от тревоги,повысить ощущение самоконтроля и уверенности в своих ролевых обязанностях в связи с особенностями ребенка и акцентировать внимание на естественную потребность любить себя, других и быть любимыми.
Программа «Мы вместе» направлена на создание и развитие коммуникативно – интегрированной площадки для семей, воспитывающих детей – инвалидов.
Программа включает в себя следующие формы работы:
· Работа с детьми;
· Работа с родителями;
· Совместная творческая и досуговая деятельность детей и родителей.
Нормативно – правовая база
Локальные документы
- Устав МБУ «КЦСОН»;
- Положение об отделении реабилитации несовершеннолетних;
- Положение об отделении психолого-педагогической помощи семье и детям;
- Положение о социальном, психолого – педагогическом консилиуме;
- Должностные инструкции сотрудников отделений.
- Приказ №12 от 01.02.2022 года о реализации мероприятия Комплекса мер по поддержке жизненного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью на территории Новосибирской области.
Региональные документы:
Федеральные документы:
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Цель: создание и развитие коммуникативно – интегрированной площадки для семей, воспитывающих детей – инвалидов с использованием комплекса коррекционно-реабилитационных технологий для расширения их социальной адаптации, активизации познавательной и творческой деятельности и реабилитации детей в условиях МБУ «КЦСОН».
Задачи:
· Выявление семей, воспитывающих детей с инвалидностью, нуждающихся в поддержке и определение целевой группы программы;
-
Помощь каждой семье найти и мобилизовать внутренние ресурсы для решения вопросов развития и воспитания детей с инвалидностью и своих проблем;
-
Организация психолого-педагогической поддержки и просвещения родителей по проблемам общения, развития и воспитания детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья посредством встреч, проведения семинаров-практикумов, круглых столов, мастер-классов, тренингов, праздников, направленных на их социальную реабилитацию и развитие коммуникативных навыков.
-
Предотвращение формирования социальной изоляции семей, воспитывающих детей с инвалидностью, обмен опытом между родителями, осуществление взаимной поддержки.
-
Оптимизировать общения родителя и ребёнка и содействовать формированию благоприятного микроклимата в семейных отношениях;
-
Внедрение новых технологий работы с семьями с детьми - инвалидами и их ближайшим окружением.
-
Организация и проведение психолого - педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
-
Включение родителей в коррекционный процесс, осуществляемый специалистами отделений.
-
Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми.
-
Снятие психоэмоционального напряжения у детей и родителей, через обучение приёмам релаксации, формирование стрессоустойчивости, проявление положительных эмоций.
Сроки реализации программы: 2 года
Целевая группа: родители (законные представители), воспитывающие детей с инвалидностью; дети – инвалиды.
Программа реализуется как целостная система совместной деятельности специалистов отделений, детей и родителей, направленная на активное воспитание и развитие личности ребенка – инвалида и на социализацию семьи в целом.
График и количество проведения занятий:
Занятия с детьми проводятся весь период, в соответствии с графиком прохождения курса реабилитации в отделении, на основании ИППСУ (согласно плану).
Занятия с родителями проводятся (согласно плану) 1 раз в месяц, совместная деятельность в творческой мастерской «Радость моя» - 1- 2 раза в квартал; совместные праздники – в соответствии с календарными праздничными датами (День семьи, День защиты детей, День матери, Новый год, декада инвалидов).
Мероприятия в рамках технологий «Выездного социального экспресса» будут проходить 1 раз в квартал, «Равный поможет равному» - 2 раза в год, «Дистанционный консультативный онлайн - пункт» будет работать весь период согласно плану.
Кадровое обеспечение: социальный педагог, педагоги – психологи, логопед, воспитатель реализуют мероприятия программы, осуществляют психолого – педагогическую реабилитацию детей, оказывают консультативную психологическую помощь родителям, организуют и проводят совместный досуг и работу в творческой мастерской «Радость моя».
Заведующие отделений организуют участие, координирует и анализирует деятельность, осуществляет контроль и анализ реализации программы.
Специалисты по социальной работе отделения срочного социального обслуживания населения сельских администраций будут проводить социально-бытовое обследование семей, и организовывать участников целевой группы для проведения мероприятий.
Принципы работы в группе:
-
1. Принцип активности: каждый участник включается в групповую или индивидуальную работу и активно решает поставленные задачи;
-
2. Принцип доверия: заключается в создании условий для доверительного и продуктивного в плане решения проблем развития и воспитания ребёнка.
-
3. Принцип конфиденциальности: всё, что происходит на занятиях, остается в группе и не может быть распространено за ее пределами или передано посторонним людям;
-
4. Принцип уважительного отношения к другому и его мнению:каждый участник группы обязан уважать достоинство и мнение других участников.
-
5. Принцип преемственности.
Форма работы: индивидуальные и групповые занятия, клуб общения, творческая мастерская, выездной социальный экспресс, акции и другие.
Методы работы:
* Диагностика
* Анкетирование (начальное и итоговое)
* Беседа
* Словесные методы
* Игровые методы
* Наглядные методы
* Релаксационные методы
Основные направления программы:
Диагностическое:
-
диагностическое обследование ребёнка (первичное, вторичное)
-
анкетирование родителей (вводное и итоговое).
Информационно – просветительское: проведение консультаций с элементами видео презентаций; подготовка памяток и буклетов для родителей; подготовка видео презентации о реабилитационной деятельности с детьми; обучение компьютерной грамоте.
Психолого – педагогическое:
· проведение мероприятий с детьми по плану индивидуальной программы социальной психолого – педагогической реабилитации в соответствии с ИППСУ.
-
Проведение психологических тренингов и обучающихс еминаров (в том числе и в дистанционной форме) для родителей с элементами видео презентации.
Творческое: совместная творческая деятельность детей и родителей в творческой мастерской «Радость моя»
Культурно – досуговое: подготовка и проведение культурно – развлекательных программ и акций с детьми и родителями.
Этапы реализации программы:
1 этап: организационный
Цель: создание организационной основы программы.
Январь - 2022года
Работа с литературой, статистическими данными, определение проблемы
Формирование методической базы по работе с семьёй, воспитывающей детей – инвалидов.
Разработка программы
Выявление семей, воспитывающих детей с инвалидностью, нуждающихся в поддержке и определение целевой группы программы;
2 этап: основной
Цель: реализация программы, вводное анкетирование.
Проведение мероприятий в соответствии с планом работы.
Промежуточный анализ результатов работы программы по направлениям, определение эффективности работы на основании ИПР детей и анкетирования родителей.
3 этап: заключительный
Цель: подведение итогов работы коммуникативно – интегрированной площадки по направлениям деятельности.
Анализ результатов работы по программе на основе итоговой диагностики детей и итогового анкетирования родителей.
Проведение круглого стола по итогам реализации программы «Мы вместе».
Механизм реализации программы:
Для реализации программы «Мы вместе»
определена целевая группа участников;
определены направления работы и их теоретическое обоснование;
составлен календарно – тематический план основных мероприятий;
сформирован инструментарий анализа эффективности работы программы.
Материально техническое обеспечение:
В МБУ КЦСОН имеется кабинет для групповых занятий, оборудованный аудио, видео техникой:
-
ноутбук;
-
видеопроектор;
-
демонстрационный экран;
-
стулья;
-
стеллаж с настольными играми, наборами для совместной проектной деятельности и для конструирования (конструкторы).
Имеется отдельное помещение (группа) для детей, проходящих психолого – педагогическую реабилитацию в отделении, оснащённое мягкой мебелью, детской стенкой, столом для творчества, столом песочной терапии, сухим бассейном, столом и стульями «Ромашка», магнитной доской. В достаточном количестве имеются ручки, тетради, цветные карандаши, фломастеры, бланки тестов и анкет, маркеры, ватманы, различный материал для творческой работы (в соответствии с планом). Так же имеется компьютер, музыкальный центр, телевизор. Для проведения индивидуальных занятий с детьми есть оборудованный кабинет логопеда и психолога.
Для психокоррекционных занятий имеется комната психологической разгрузки: пуфы, сенсорный уголок с пузырьковыми колоннами, световые панно, зеркальный шар.
Для осуществления выездов специалистов имеется автомобиль.
Для занятий на выездных мероприятиях будут использоваться учебные классы в сельских средних образовательных школах района.
Для проведения Онлайн-занятий имеются 14 дистанционных консультативных пунктов для детей и их родителей при администрациях сельсоветов и в МБУ "КЦСОН"
Содержание работы программы
Отделение реабилитации несовершеннолетних
%
|
Специалист
|
Направления
работы
|
Методы
работы
|
Цель
работы
|
1.
|
Социальный педагог: Щербина Надежда Викторовна
|
Педагогическое:
Работа с детьми
по программе «Правовое воспитание»
Диагностическое
Профилактическое
Коррекционно - развивающее
|
Диагностика
Беседа
Игра
Наблюдение
Словесные и наглядные методы
|
Оценка уровня развития познавательной сферы, коммуникативных и культурно – гигиенических навыков.
Коррекция имеющихся у ребёнка отклонений в развитии иповедении.
Развитие интеллекта, коммуникативных навыков и социально – бытовой адаптации.
|
Работа с родителями:
Диагностическое
Консультационно - просветительское
|
Диагностика
Беседа
Консультация
Подготовка памяток для родителей
|
Социально – педагогическое просвещение родителей.
Обучение компьютерной грамотности.
|
2.
|
Педагог – психолог:
Бушмакин Константин Александрович
|
Психолого – педагогическое:
Работа с детьми по программе «Волшебный мир сенсорной комнаты».
Диагностическое
Терапевтическое
Профилактическое
Коррекционно – развивающее.
Обучающее
|
Диагностика
Беседа
Игра
Демонстрация
Наблюдение
Релаксация
Терапия
Словесные и наглядные методы
|
Снятие психо эмоционального напряжения и развитие сенсорного восприятия.
Оценка уровня интеллектуального, коммуникативного, эмоционально – личностного развития ребёнка.
Коррекция эмоционально – волевой сферы.
Развитие коммуникации, познавательных процессов, эмоциональной само регуляции, социальной адаптации.
Обучение детей компьютерной грамотности.
|
Работа с родителями:
Диагностическое
Профилактическое
Консультационно - просветительское
|
Психологический тренинг
Консультация с элементами видео презентации
Релаксация
|
Снятие психоэмоционального напряжения.
Заряд положительных эмоций.
Психолого – педагогическое просвещение.
|
3.
|
Логопед:
Степаненко
Вера Игоревна
|
Педагогическое:
Работа с детьми по программе «Речевичёк»:
Диагностическое
Коррекционно - развивающее
|
Диагностика
Игра
Театрализация
Словесные и наглядные методы
|
Создание оптимальных условий для преодоления у детей проблем, связанных с нарушением речи; воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, направленного на развитие речевых и неречевых процессов; подготовка детей к полноценному овладению устной и письменной речью, в конечном итоге – к успешному обучению в школе.
|
Работа с родителями:
|
Обучающий семинар
Видео урок
Консультация
|
Педагогическое просвещение родителей по вопросам развития речи у детей и коррекции речевых дефектов. Обучение логопедическим играм и упражнениям. Разработка методических рекомендаций.
|
4.
|
Воспитатель
|
Творческое направление
|
Творческая мастерская «Радость моя»
|
Развитие творческих способностей детей и родителей.
Формирование детско – родительских взаимоотношений, чувства сплочённости, взаимопомощи, взаимоподдержки, чувства радости и гордости за совместную творческую работу.
|
5.
|
Все сотрудники отделения
|
Культурно –досуговое направление
|
Семейные праздники.
Культурно – развлекательные мероприятия.
|
Социализация детей и родителей.
|
Отделение психолого – педагогической помощи семье и детям
Технология работы
|
Направление и содержание работы
|
Цель работы
|
Технология «Выездной социальный экспресс»
|
Психолого – педагогическое направление
Выездной социальный экспресс будет использоваться в клубе для семей с детьми инвалидами отдаленных от районного центра.
Один раз в квартал во время выезда будут проходить тренинги и досуговые мероприятия.
|
Своевременное оказание необходимой помощи, организация интересного досуга и решение существующих проблем.
|
Технология «Равный поможет равному»
|
Профилактическое направление
Данная технология осуществляется добровольцами клуба волонтёров «Мы-за ЗОЖ и семейные ценности», которые организуют и проводят развлекательные мероприятия и акции для семей с детьми инвалидами.
|
Развитие добровольческого движения молодежи по пропаганде семейных ценностей и здорового образа жизни/ организация и проведение социально-значимых мероприятий для семей с детьми с инвалидностью на территории Усть-Таркского района.
|
Технология «Дистанционные консультативные Онлайн - пункты»
|
Консультационно – просветительское направление
Технические возможности платформы Zoom позволяют опытным специалистам дистанционно взаимодействовать с детьми и родителями. Организацию целевой аудитории обеспечивают специалисты по социальной работе отделения срочного социального обслуживания населения МБУ «КЦСОН».
|
Психолого-педагогичнское просвещение, решения существующих потребностей и проблем целевой аудитории.
|
Календарный план работы с детьми – инвалидами на 2022 год
Отделение реабилитации несовершеннолетних
Наименование этапов, мероприятий
|
Сроки начала и окончания, исполнитель
|
Ожидаемые итоги
|
* Подготовительный этап:
1. Психологическая
диагностика.
Разработка методических материалов для проведения занятий.
2. Логопедическое обследование детей.
Подготовка методики работы с детьми по программе «Речевичёк».
3. Педагогическая диагностика.
Оценка уровня познавательной сферы и социально – бытовой адаптации.
4. Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности; оценка комплекса умений и способностей в изобразительном творчестве.
5.Заседание социального психолого – педагогического консилиума
|
Весь период
При зачислении и отчислении детей
Психолог
Весь период
При зачислении и отчислении детей
Логопед
Весь период
При зачислении и отчислении детей
Соц.педагог
Весь период
При зачислении и отчислении детей
Воспитатель
Весь период
(при зачислении детей)
|
Определение уровня коммуникативного, эмоционального, познавательного и умственного развития ребёнка.
Определение уровня речевого развития детей, выявление речевых дефектов.
Выявление уровня развития
Познавательной сферы, социально – бытовой ориентации и социальной адаптации
Выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми и креативных навыков.
Результаты первичной диагностики.
Разработка индивидуальной программы социальной психолого – педагогической реабилитации.
|
* Основной этап:
1. Программа «Правовое воспитание»
- «Мои права»
- «В мире вежливости»
- «Моё детство»
- «Мои обязанности»
- «Хочу вырасти здоровым человеком»
- «Добро всегда побеждает зло»
- «У страха глаза велики»
- «Я расту, я изменяюсь»
2. Программа «Волшебный мир сенсорной комнаты»
- «Пойми меня»
- «Тайна света»
- «Магическая музыка»
- «Шум дождя»
- «Музыка ветра»»
- «Звуки природы»
- «Пение птиц»
- «В краю хорошего настроения»
3. Программа «Речевичёк»
Блоки занятий:
- Звуковая азбука;
- Речевое развитие:
Развитие устной речи:
Дети 3 – 7 лет
* «Знакомство»;
*«Растительный мир»; * «Живлотный мир»;
* «Я люблю свою планету»;
* «Мир, в котором я живу»;
Дети 8 – 15 лет
*Знакомство
* «Речь, предложение, слово»
* Звукобуквенный анализ. Синтез слова.
* Слова – действия.
* Слова – признаки
* Синонимы, антонимы.
* Омонимы, многозначные слова
* Работа с деформированным текстом.
Развитие письменной речи:
Дети 3 – 7 лет
*Знакомство
* Растительный мир
* Животный мир
* Я люблю свою планету
* Мир, в котором я живу
Дети 8 – 15 лет
* Знакомство
* Корень слова
* Приставка
* Суффикс
* Слова – предметы
* Слова – действия
* Слова – признаки
* Предложение
- Развитие и регулировка речевого дыхания на тренажёре «Воздушная струя»
4. Программа «Волшебный узор»
- «Королева кисточка и волшебные превращения красок»
- Творческая мастерская «Мульти – пульти»
- Рисование витражными красками «Мои любимые игрушки»
- Создаём красивые узоры пальчиками.
- «Весёлый зоопарк» - лепка из пластилина
- «Мир полон украшений» - декорирование предметов.
- Рисование на световом планшете.
5. Проведение занятий по компьютерной грамотности
* Завершающий этап:
1) Итоговая психолого – педагогическая диагностика
2) Логопедическое обследование
3) Заседание социального психолого – педагогического консилиума.
4) Оформление выставки творческих работ «Мир, глазами ребёнка».
5) Создание презентации «Мы вместе»
6) Круглый стол «Мы вместе»
|
Весь период
(2 раза в месяц)
Соц. педагог
Весь период
(2 раза в неделю)
Психолог
Весь период
инд. (3 раза в неделю)
групп. (ежедневно)
Логопед
Весь период
(ежедневно)
Воспитатель
Весь период
(1 раз в месяц)
Весь период
(при отчислении)
Соц. педагог
Психолог
Логопед
При отчислении
(все специалисты)
Ноябрь
(воспитатель)
Декабрь
(психолог и дети)
Декабрь
|
Создание атмосферы дружелюбия, доброты, понимания и проигрывание игровых ситуаций будет способствовать формированию
нравственных качеств и правовой культуры у детей.
Дети узнают основные приёмы релаксации и саморегуляции, научатся контролировать свои эмоции и чувства. Занятия помогут снять психо эмоциональное напряжение, будут способствовать развитию сенсорно – перцептивной сферы у детей, душевному спокойствию и заряду положительных эмоций.
К концу обучения дети будут знать:
· буквы и звуки родного языка;
· первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
· положение артикуляционных органов при произнесении того или иного звука;
· точность выполнения артикуляционных упражнений;
· дыхательные упражнения;
· правила поведения на занятиях;
· этапы звуко-слогового анализа и синтеза слова.
Обладать навыками:
· фонематического представления;
· фонематического восприятия;
· фонематического анализа и синтеза;
· диалогической речи (начинать и поддерживать ее);
· сознательного пользования языковым материалом в зависимости от социальной ситуации
Развитие сенсорного и художественноговосприятия, познавательного интереса, творческих способностей, фантазии, мышления, воображения и эстетического вкуса; повышение творческой активности. Овладение социально – бытовыми навыками, техниками изобразительного и декоративно прикладного творчества.
Приобретение детьми элементарных навыков работы на компьютере.
Оценка динамики коммуникативного, познавательного и личностного развития детей.
Оценка динамики речевого развития детей.
Подведение итогов курса психолого – педагогической реабилитации.
Развитие чувства радости и восхищения от результатов своей творческой работы. Стимулирование творческих способностей детей.
Закрепление азов компьютерной грамотности полученных на занятиях.
Подведение итогов работы коммуникативно – интегрированной площадки для семей, воспитывающих детей – инвалидов «Мы вместе» за 2022 год.
|
Календарно тематическое планирование работы с семьёй, воспитывающей ребёнка – инвалида на 2022 год
Отделение реабилитации несовершеннолетних
%
|
Мероприятие
|
Дата проведения
|
Цель
мероприятия
|
Предполагаемый результат
|
1.
|
Психологический тренинг: «Пойми меня».
|
18.02.22г.
|
Гармонизация отношений родителей и детей.
|
Повышение психологической компетентности и педагогической грамотности родителей.
|
2.
|
Видео презентация для мам к 8 марта.
Работа в Творческой мастерской «Радость моя» - Аппликация из макарон «Цветы для мамы»
|
05.03.22г.
|
Повышение творческой активности. Формирование чувства сплочённости, взаимопомощи, чувства радости за совместный труд.
|
Повышение творческого потенциала родителей,
чувства радости за совместный труд..
|
3.
|
Консультация логопеда
«Роль родителей в речевом развитии детей»
|
15.04.22г.
|
Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития речи у детей.
|
Педагогическое просвещение родителей.
|
4.
|
Праздник, посвящённый международному Дню Семьи.
Работа в творческой мастерской «Радость моя» - (изготовление белого Ангела - семейного оберега).
|
27.05.22г.
|
Повышение социализации семьи и её творческой активности. Формирование чувства сплочённости, взаимопомощи, чувства радости за совместный труд.
|
Социализация семьи.
Повышение творческого потенциала детей и родителей,
чувства радости за совместный труд.
|
5.
|
Консультация логопеда «Игровая гостиная, или давайте поиграем дома с детьми».
|
25.06.22г.
|
Обучение родителей методике пальчиковой гимнастики.
|
Повышение педагогической грамотности родителей.
|
6.
|
Психологический тренинг в комнате психологической разгрузки: «Сбрось усталость».
|
28.07.22г.
|
Профилактика эмоционального напряжения у родителей.
|
Снятие психоэмоционального напряжения.
|
7.
|
Совместная работа в творческой мастерской «Радость моя»
Декорирование бутылки (яичная скорлупа и термоклей)
|
25.08.22г.
|
Повышение творческой активности. Формирование чувства сплочённости, взаимопомощи, чувства радости за совместный труд.
|
Повышение творческого потенциала детей и родителей.
|
8.
|
Логопедический тренинг для детей и родителей «Весёлая грамматика».
|
23.09.22г.
|
Познакомить с практическими упражнениями по развитию грамматического строя речи.
|
Просвещение родителей, повышение педагогической грамотности родителей.
|
9.
|
Психологический тренинг «Формирование эффективной родительской позиции»
|
28.10.22г.
|
Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии ребёнка.
|
Повышение педагогической грамотности родителей.
|
10.
|
Праздник, посвящённый
Дню матери.
Работа в творческой мастерской «Радость моя» - изготовление объемной аппликации «Мамино сердце»
|
25.11.22г.
|
Повышение социализации семьи и творческой активности. Формирование чувства сплочённости, взаимопомощи, чувства радости за совместный труд
|
Социализация семьи.
Повышение творческого потенциала детей и родителей,
чувства радости за совместный труд.
|
11.
|
Праздник, посвящённый декаде инвалидов «Безграничные возможности».
Работа в творческой мастерской «Радость моя» Изготовление оберега «Ангел»
|
07.12.22г.
|
Создание атмосферы праздника.
Формирование чувства толерантности к детям с ОВЗ,
чувства сплочённости, взаимопомощи, чувства радости за совместный труд.
|
Социализация семьи.
Повышение творческого потенциала родителей,
чувства радости за совместный труд.
|
12.
|
Праздник «Новогодняя сказка».
|
27.12.22г.
|
Социокультурная реабилитация.
|
Социализация детей и родителей.
|
Календарно – тематическое планирование работы «Отделения психолого – педагогической семье и детям» в рамках коммуникативно – интегрированной площадки для семей, воспитывающих детей – инвалидов на 2022 год
Технология
|
Название мероприятия
|
Месяц и место проведения
|
«Выездной социальный экспресс»
|
1. Тренинг по взаимодействию родителей и подростков «Искусство быть счастливыми»
2. Тренинг для родителей и детей «Цветик-семицветик»
|
с. Богословка - март;
с. Яркуль-Матюшкино – май.
с. Кушаги - сентябрь,
с. Усть-Тарка - ноябрь.
|
«Равный поможет равному»
|
1. Игровая развлекательная программа для детей «Путь к здоровью»
2. Фотомарафон «Живи ярко!»
3. Благотворительная акция «Доброта сильней богатства»
|
Июнь
Июнь
Декабрь
|
«Дистанционные консультативные Онлай - пункты»
|
1. Онлайн-лекторий «Токсичные родители Кто они?».
2. Родительский лекторий «Воспитание любовью».
3. «Игра и полезный досуг. Как играть и развивать ребёнка без гаджетов».
4. Лекторий «Влияние родительских установок».
|
Март
Май
Август
Октябрь
|
Эффективность программы
-
Около 30 семей, воспитывающие детей – инвалидов получат действенную помощь специалистов учреждения МБУ «КЦСОН».
-
Рост мотивации сотрудничества специалистов учреждения и семей, воспитывающих детей – инвалидов.
-
Отсутствие синдрома эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей - инвалидов или его снижение.
-
Улучшение психо – эмоционального состояния детей и родителей.
· Сплочение детей и взрослых, возможность детям инвалидам проявить себя и самоутвердиться.
· Повышение интеллектуально-творческого потенциала детей и родителей.
-
Проявление инициативыи возможности для семей целевой группыпообщаться,поделитьсясвоимирадостямигорестями,опытом воспитания и развития своих особенных детей.
-
Развитие и повышение творческой активности детей и родителей.
-
Позитивный отклик родителей, добровольное обращение за услугами специалистов.
-
Повышение воспитательного потенциала родителей.
Ожидаемые результаты
-
Будет определена целевая группа программы - около 30 семей с детьми - инвалидами;
-
Преодоление социальной изоляции родителей, воспитывающих детей - инвалидов, и получения ими поддержки от специалистов и других родителей.
-
Снижение напряженности или тревоги родителя в отношении осуществляемой роли.
-
Развитие ощущения самоконтроля и уверенности в своих ролевых обязанностях в связи с особенностями ребенка.
-
Выработка адекватной самооценки и способности к самопринятию.
-
Гармонизация внутреннего мира ребёнка и окружающего жизненного пространства, обнаружение внутренних ресурсов и развитие стремления к самопознанию, саморазвитию, самореализации.
-
Социализация детей – инвалидов и семьи, воспитывающей ребёнка – инвалида
-
Приобретение участниками знаний о принципах эффективной коммуникации, улучшение коммуникативных навыков выстраивания конструктивного диалога;
-
Улучшение взаимоотношений между детьми и родителями;
-
Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации, акции, творческая мастерская т.д.)
Список литературы
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / М. М. Айшервуд.- М.: Инфра-М, 2001. - 218 с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. И. Акатов. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 326 с.
3. Андреева М. Н. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида на разных возрастных этапах развития / М. Н. Андреева // Социальное обеспечение. - 2006. - №5. С. 42 - 57.
4. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей/ Г. И. Бондаренко //Вопросы социальной работы. Дефектология.- 1998.- №3. С. 95 - 98.
5. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей / Л. П. Боровая // Социально-педагогическая работа. - 1998. - №6. - С.57 - 64.
6. Худенко Е.Д. Дедюхина Г.В. Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье / Е. Д. Худенко, Г. В. Дедюхина. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 248 с.
7. Законодательные основы в области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии / Под ред. М.С. Сергеева. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 219 с.
8. О мерах государственной социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством людям с ограниченными возможностями. Информационный справочник. - Петрозаводск, 2008.- 274 с.
9. Комплексная реабилитация инвалидов / Под ред. Т.В.Зозули. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 317 с.
10. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей / А. Р. Малер. - М.: Дело, 1996. - 328 с.
11. Малофеев Н.Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев-М.: Инфра - М., 2008. - 395 с.
12. Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями В. Т. Мошняга. - М.: Инфра-М., 2008. 395 с.
12. Обучение и медико-социальная реабилитация детей с нарушениями развития / Под.ред. М. В. Бельгесовой. А.М.Царёва. Псков, 2008. - 295 с.
13. Основы социальной работы / Под ред. П. Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 314 с.
14. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей - инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С.М.Безуха и С.С. Лебедевой. - СПб: Речь, 2006. - 406 с.
15. Справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: Юристь, 1997. - 563 с.
16. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Е. Р. Смирнова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2. - С. 51-56.
17. Социальная работа / Под ред. проф. В.И. Курбатова. - Ростов н /Д: Феникс, 1999. - 526 с.
18. Социальная работа / Под ред. д.п. н., проф. Н. Ф. Басова. - М.: Дашков и К, 2009. - 463 с.
19. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е. И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 2006. - 495 с.
20. Социально-средовая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями в ЦРДИ и других социально-педагогических центрах. Сборник информационных материалов. СПб, 2005.
21. Технология социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 492 с.
22. Трошина О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации инвалидов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 328 с.
23. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон (в ред. №351-ФЗ от 09.12.2010).
24. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
25. Федеральный закон от 17.07.1999г. № 178 - ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122 - ФЗ).
26. Холостова Е.И. Социальная реабилитация / Е. И. Холостова. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2003. -295 с.
27. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика / Е. И. Холостова.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 472 с.
Приложение 1
Анкета
для родителей, участвующих в реализации программы «Мы вместе»
Уважаемые родители!
Для того чтобы сделать работу с семьёй по программе «Мы вместе» более эффективной, пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы:
1. Ф.И.О.________________________________________________________________
2. Ваш пол: мужской, женский (подчеркнуть)
3. Сколько вам лет? (укажите число полных лет цифрами)__________________
4. Ваше основное занятие в настоящее время?
Место работы__________________________________________________________
5. Домашнй адрес: ----------------------------------------------------------------------------------------------
6.Ребёнок для меня – это ------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------
7.Родитель для ребёнка – это -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
8.Считаете ли вы, что процесс психолого – педагогической реабилитации ребёнка не возможен, без тесного сотрудничества со специалистами отделения и помощи родителей? ------------------------------------------------------------------------------------------------------
9. Что вы считаете более важным для вас в ходе работы с вашим ребёнком? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
10. Какие вопросы в воспитании и развитии вашего ребёнка вы считаете более значимыми? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-
Считаете ли вы, что работа по программе «Мы вместе» будет для вас полезной и результативной? -------------------------------------------------------------------------------
-
По каким определённым темам вы бы хотели получить помощь специалистов отделения? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-
Как вы первоначально оцениваете атмосферу, обстановку и организацию работы программы «Мы вместе». --------------------------------------------------------------------------
-
Участником, каких мероприятий вы бы хотели стать?
- семинар;
- круглый стол;
- консультация;
- тренинг;
- творческая мастерская;
- культурно – развлекательная программа.
15. Чему вы хотите научиться в ходе реализации программы «Мы вместе»? -----------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -
16. Чего вы ожидаете от работы по программе «Мы вместе»? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Благодарим за сотрудничество
Приложение 2
Анкета
для родителей, участвующих в реализации программы «Мы вместе»
Уважаемые родители!
Для того чтобы сделать работу по программе «Мы вместе» более эффективной, пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы
1. С какого времени Вы участвуете в реализации программы «Мы вместе»?___________________________________
2. Нравятся ли Вам встречи, организованные специалистами отделения? (да, нет)______________________
3. Какие мероприятия Вам особенно запомнились?________________________________________________
4. Встреча, с какими специалистами Вам оказалась наиболее полезной?_______________________________________
5. Какой опыт Вы приобрели, участвуя в работе программы «Мы вместе»?_______________________________________
6. Применяете ли Вы знания, полученные в отделении? Если да, то какие именно?________________________________
7. Каким опытом Вы можете поделиться? ___________________________________________________________________________
8. На сколько баллов Вы оцениваете работу клуба? (от 1 до 5)______________________
9. Хотели бы Вы принять участие в работе программы «Мы вместе» в дальнейшем? (да, нет)_______________________________________________________
10. Если Вы хотите продолжить работу, какие проблемы хотели бы решить? ___________________________________________________________________________
11. С какими специалистами, на Ваш взгляд, нужно организовать встречу?_____________________________________
12. Какие мероприятия, по Вашему мнению, нужно провести?_______________________________________________
13. Ваши пожелания и рекомендации специалистам по работе с семьёй в рамках программы «Мы вместе».
Благодарим за сотрудничество!
|