фонд логотп

Технология

«Коммуникативно – интегрированная площадка для семей, воспитывающих детей – инвалидов»

 

Структурное подразделение

Отделение реабилитации несовершеннолетних;

Отделение психолого педагогической помощи семье и детям.

 

Цель и задачи

Цель: создание и развитие коммуникативно – интегрированной площадки для семей, воспитывающих детей – инвалидов с использованием комплекса коррекционно-реабилитационных технологий для расширения их социальной адаптации, активизации познавательной и творческой деятельности и реабилитации детей в условиях МБУ «КЦСОН».

Задачи:

1.      Выявление семей, воспитывающих детей с инвалидностью, нуждающихся в поддержке и определение целевой группы программы;

2.      Помощь каждой семье найти и мобилизовать внутренние ресурсы для решения вопросов развития и воспитания детей с инвалидностью и своих проблем;

3.      Организация психолого-педагогической поддержки и просвещения родителей по проблемам общения, развития и воспитания детей с   инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья посредством встреч,  проведения семинаров-практикумов, круглых столов, мастер-классов, тренингов, праздников, направленных на их социальную реабилитацию и развитие коммуникативных навыков.

4.      Предотвращение формирования социальной изоляции семей, воспитывающих детей с инвалидностью, обмен опытом между родителями, осуществление взаимной поддержки.

5.      Оптимизировать общения родителя и ребёнка и содействовать формированию благоприятного микроклимата в семейных отношениях;

6.      Внедрение новых технологий работы с семьями с детьми - инвалидами и их ближайшим окружением.

7.      Организация и проведение психолого - педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

8.      Включение родителей в коррекционный процесс, осуществляемый специалистами   отделений.

9.      Вовлечение   родителей в совместную творческую деятельность с детьми.

10.  Снятие психоэмоционального напряжения у детей и родителей, через обучение приёмам релаксации, формирование стрессоустойчивости,   проявление положительных эмоций.

Локальные нормативные правовые документы

Нормативно – правовая база

Локальные документы

- Устав МБУ «КЦСОН»;

- Положение об отделении реабилитации несовершеннолетних;

- Положение об отделении психолого-педагогической помощи семье и детям;

- Положение о социальном, психолого – педагогическом консилиуме;

- Должностные инструкции сотрудников отделений.

- Приказ №12 от 01.02.2022 года о реализации мероприятия Комплекса мер по поддержке жизненного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью на территории Новосибирской области.

Региональные документы:

- Закон Новосибирской области № 499-ОЗ от 18.12.2014 "Об отдельных вопросах организации социального обслуживания граждан в Новосибирской области"

Федеральные документы:

- Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

 

 

Состав рабочей группы специалистов

Социальный педагог, педагоги – психологи, логопед, воспитатель реализуют мероприятия программы, осуществляют психолого – педагогическую реабилитацию детей, оказывают консультативную психологическую помощь родителям, организуют и проводят совместный досуг и работу в творческой мастерской «Радость моя».

Заведующие отделений организуют участие, координирует и анализирует   деятельность, осуществляет контроль и анализ реализации программы.

       Специалисты по социальной работе отделения срочного социального обслуживания населения сельских администраций будут проводить социально-бытовое обследование семей, и организовывать участников целевой группы для проведения мероприятий.

Целевая группа

родители (законные представители), воспитывающие детей с инвалидностью; дети - инвалиды.

 

Алгоритм оказания услуг в рамках технологии

       Социальные услуги в отделении реабилитации несовершеннолетних и отделении психолого-педагогической помощи семье и детям представляются  семьям с детьми на основании письменного заявления и  договора о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем в течение суток с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг. Гражданином, признанным нуждающимся в социальном обслуживании (его уполномоченным представителем) при принятии на социальное обслуживание в полустационарной форме поставщику социальных услуг предоставляются следующие документы:

·         личное дело (оформленное уполномоченным органом);

·         индивидуальная программа предоставления социальных услуг.

·         иные документы (медицинское заключение, согласие на фото-видео съёмку).

Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются получателю социальных услуг в сроки, определенные в индивидуальной программе и в договоре.     Этапы психолого – педагогической деятельности в   реабилитационном процессе:

  1. Установление взаимного контакта с семьёй. Знакомство с ребёнком.

  2. Наблюдение. Первичная диагностика.

  3. Составление индивидуального плана сопровождения семьи.

  4. Заседание СППК (разработка индивидуальной программы социальной психолого – педагогической реабилитации ребёнка).

  5. Индивидуальная и групповая работа с ребёнком по программам психолого – педагогического сопровождения и         работа с семьёй по программе «Мы вместе».

  6. Итоговая (вторичная) диагностика: отслеживание динамики развития.

  7. Заседание СППК (итоги курса реабилитации, прогноз на будущее).

  8. Подготовка заключений специалистов, разработка методических рекомендаций родителям.

Этапы реализации технологии:

1 этап: организационный

Цель: создание организационной основы программы.

Работа с литературой, статистическими данными, определение проблемы.

 Формирование методической базы по работе с семьёй, воспитывающей детей – инвалидов.

 Разработка программы.

2 этап: основной

Цель: реализация программы, вводное анкетирование.

 Проведение мероприятий в соответствии с планом работы.

 Промежуточный анализ результатов работы программы по направлениям, определение эффективности работы на основании ИПР детей и анкетирования родителей.

3 этап: заключительный

Цель: подведение итогов работы коммуникативно – интегрированной площадки по направлениям деятельности.

 Анализ результатов работы по программе на основе итоговой диагностики детей и итогового анкетирования родителей.

 Проведение круглого стола по реализации программы «Мы вместе»в рамках работы с семьёй, воспитывающей детей – инвалидов.

Механизм реализации программы:

Для реализации программы «Мы вместе»

 определена целевая группа участников;

 определены направления работы и их теоретическое обоснование;

 составлен календарно – тематический план основных мероприятий;

 сформирован инструментарий анализа эффективности работы программы.

Содержание деятельности в рамках технологии

1.      Организационный этап:

  • Информирование целевой группы;

  • Организация межведомственного взаимодействия:

  • Приобретение и размещение оборудования:

2.      Диагностический этап:

Перечень диагностических методик с детьми:

Компьютерная психодиагностика: «Многофакторный личностный опросник Кеттела»; «Детско – родительские взаимоотношения», тест Равена.

С родителями: «Оценка психологического климата семьи»; «Детско – родительские взаимоотношения», анкетирование (первичное и итоговое) в рамках реализации программы «Мы вместе».

   Работа с семьёй будет вестись в соответствии с индивидуальной программой социальной психолого – педагогической реабилитации, разработанной на основании ИППСУ, включающей в себя общие сведения о семье; индивидуальный план сопровождения семьи; диагностическую карту обследования уровня развития ребёнка; индивидуальную программу реабилитации; работу с семьёй; итоги реабилитационной работы, лист текущего контроля.

В плане работы с ребёнком будут проводиться групповые и индивидуальные коррекционно – развивающие занятия, тренинги и игровые развлекательные программы.

С семьёй, воспитывающей ребёнка – инвалида онлайн – лектории, консультации, тренинги, круглый стол.

Совместные мероприятия для детей – инвалидов и родителей будут включать в себя игровые тренинги, культурно – развлекательные программы,   акции, работу в творческой     мастерской «Радость моя».

3.      Основной этап:

Реализация технологии как целостной системы совместной деятельности специалистов отделений, детей и родителей, направленная на активное воспитание и развитие личности ребенка – инвалида и на социализацию семьи в целом.

График и количество проведения занятий:

     Занятия с детьми проводятся весь период, в соответствии с графиком   прохождения курса реабилитации в отделении, на основании ИППСУ (согласно плану).

     Занятия с родителями проводятся (согласно плану) 1 раз в месяц, совместная деятельность в творческой мастерской «Радость моя» - 1- 2 раза в квартал; совместные праздники – в соответствии с календарными праздничными датами (День семьи, День защиты детей, День матери, Новый год, декада инвалидов).

     Мероприятия в рамках технологий «Выездного социального экспресса» будут проходить 1 раз в квартал, «Равный поможет равному» - 2 раза в год, «Дистанционный консультативный онлайн - пункт» будет работать весь период согласно плану.

Форма работы: индивидуальные и групповые занятия, клуб общения, творческая мастерская, выездной социальный экспресс, акции и др..

Методы работы:

* Диагностика

* Анкетирование (начальное и итоговое)

* Беседа

* Словесные методы

* Игровые методы

* Наглядные методы

* Релаксационные методы

Основные направления программы:

Диагностическое:

  • диагностическое обследование ребёнка (первичное, вторичное)

  • анкетирование родителей (вводное и итоговое).

Информационно – просветительское: проведение консультаций с элементами видео презентаций по отдельным темам, заявленным родителями на первой встрече; подготовка памяток и буклетов для родителей; подготовка видеофильмов о реабилитационной деятельности с детьми; обучение компьютерной грамоте.

Психолого – педагогическое:

  • проведение мероприятий с детьми по плану индивидуальной программы социальной психолого – педагогической реабилитации в соответствии с ИППСУ.

  • Проведение психологических тренингов и обучающих семинаров (в том числе и в дистанционной форме) для родителей с элементами видео урока.

Творческое: совместная творческая деятельность детей и родителей в творческой мастерской «Радость моя».

Культурно – досуговое: подготовка и проведение культурно – развлекательных программ с детьми и родителями.

Переход несовершеннолетнего на следующий этап сопровождения осуществляется решением заседания социального психолого – педагогического консилиума.

4.      Аналитический этап:

Ожидаемые результаты:

  • Будет определена целевая группа программы - около 30 семей с детьми - инвалидами;

  • Преодоление социальной изоляции родителей, воспитывающих детей - инвалидов, и получения ими поддержки от специалистов и других родителей.

  • Снижение напряженности или тревоги родителя в отношении осуществляемой роли.

  • Развитие ощущения самоконтроля и уверенности в своих ролевых обязанностях в связи с особенностями ребенка.

  • Выработка адекватной самооценки и способности к само принятию.

  • Гармонизация внутреннего мира ребёнка и окружающего жизненного пространства, обнаружение внутренних ресурсов и развитие стремления к самопознанию, саморазвитию, самореализации.

  • Социализация детей – инвалидов и семьи, воспитывающей ребёнка – инвалида

  • Приобретение участниками знаний о принципах эффективной коммуникации, улучшение коммуникативных навыков выстраивания конструктивного диалога;

  • Улучшение взаимоотношений между детьми и родителями;

  • Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации, акции, творческая мастерская  т.д.)

    Оценка   результативности работы технологии будет осуществляться путём сравнения результатов первичной и итоговой диагностики детей – инвалидов (оценка динамики положительных изменений) и анализом итогового анкетирования для родителей.

Межведомственное взаимодействие

Отдел организации социального обслуживания населения

администрации Усть-Таркского района (ООСОН);

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Усть -Таркская центральная районная больница"( ГБУЗ НСО «Усть-Таркская ЦРБ») ; Отдел опеки и попечительства при администрации Усть-Таркского района (ОО и П);

Управление образования администрации Усть-Таркского района (УО),образовательные организации Усть-Таркского района (15единиц);

Муниципальное казенное учреждение дополнительного

образования Усть-Таркский Дом детского творчества (МКУ

ДО Усть-Таркский ДДТ); Детская школа искусств,

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Культурно-досуговый центр Усть-Таркского района»

(МБУК «КДЦ Усть-Таркского района);

Администрации сельсоветов (13 единиц).

Информационное сопровождение

http://ustkcson.ru/struktura-uchrezhdeniya/filial-mbu-ktsson-ust-tarkskogo-rajona-nso-otdelenie-reabilitatsii-nesovershenoletnikh;

http://ustkcson.ru/struktura-uchrezhdeniya/otdelenie-psikhologo-pedagogicheskoj-pomoshchi-seme-i-detyam;

https://vk.com/club32196621