Структурное подразделение
|
Отделение реабилитации несовершеннолетних;
Отделение психолого педагогической помощи семье и детям.
|
Цель и задачи
|
Цель: создание и развитие коммуникативно – интегрированной площадки для семей, воспитывающих детей – инвалидов с использованием комплекса коррекционно-реабилитационных технологий для расширения их социальной адаптации, активизации познавательной и творческой деятельности и реабилитации детей в условиях МБУ «КЦСОН».
Задачи:
1. Выявление семей, воспитывающих детей с инвалидностью, нуждающихся в поддержке и определение целевой группы программы;
2. Помощь каждой семье найти и мобилизовать внутренние ресурсы для решения вопросов развития и воспитания детей с инвалидностью и своих проблем;
3. Организация психолого-педагогической поддержки и просвещения родителей по проблемам общения, развития и воспитания детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья посредством встреч, проведения семинаров-практикумов, круглых столов, мастер-классов, тренингов, праздников, направленных на их социальную реабилитацию и развитие коммуникативных навыков.
4. Предотвращение формирования социальной изоляции семей, воспитывающих детей с инвалидностью, обмен опытом между родителями, осуществление взаимной поддержки.
5. Оптимизировать общения родителя и ребёнка и содействовать формированию благоприятного микроклимата в семейных отношениях;
6. Внедрение новых технологий работы с семьями с детьми - инвалидами и их ближайшим окружением.
7. Организация и проведение психолого - педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
8. Включение родителей в коррекционный процесс, осуществляемый специалистами отделений.
9. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми.
10. Снятие психоэмоционального напряжения у детей и родителей, через обучение приёмам релаксации, формирование стрессоустойчивости, проявление положительных эмоций.
|
Локальные нормативные правовые документы
|
Нормативно – правовая база
Локальные документы
- Устав МБУ «КЦСОН»;
- Положение об отделении реабилитации несовершеннолетних;
- Положение об отделении психолого-педагогической помощи семье и детям;
- Положение о социальном, психолого – педагогическом консилиуме;
- Должностные инструкции сотрудников отделений.
- Приказ №12 от 01.02.2022 года о реализации мероприятия Комплекса мер по поддержке жизненного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью на территории Новосибирской области.
Региональные документы:
Федеральные документы:
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
|
Состав рабочей группы специалистов
|
Социальный педагог, педагоги – психологи, логопед, воспитатель реализуют мероприятия программы, осуществляют психолого – педагогическую реабилитацию детей, оказывают консультативную психологическую помощь родителям, организуют и проводят совместный досуг и работу в творческой мастерской «Радость моя».
Заведующие отделений организуют участие, координирует и анализирует деятельность, осуществляет контроль и анализ реализации программы.
Специалисты по социальной работе отделения срочного социального обслуживания населения сельских администраций будут проводить социально-бытовое обследование семей, и организовывать участников целевой группы для проведения мероприятий.
|
Целевая группа
|
родители (законные представители), воспитывающие детей с инвалидностью; дети - инвалиды.
|
Алгоритм оказания услуг в рамках технологии
|
Социальные услуги в отделении реабилитации несовершеннолетних и отделении психолого-педагогической помощи семье и детям представляются семьям с детьми на основании письменного заявления и договора о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем в течение суток с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг. Гражданином, признанным нуждающимся в социальном обслуживании (его уполномоченным представителем) при принятии на социальное обслуживание в полустационарной форме поставщику социальных услуг предоставляются следующие документы:
· личное дело (оформленное уполномоченным органом);
· индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
· иные документы (медицинское заключение, согласие на фото-видео съёмку).
Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются получателю социальных услуг в сроки, определенные в индивидуальной программе и в договоре. Этапы психолого – педагогической деятельности в реабилитационном процессе:
-
Установление взаимного контакта с семьёй. Знакомство с ребёнком.
-
Наблюдение. Первичная диагностика.
-
Составление индивидуального плана сопровождения семьи.
-
Заседание СППК (разработка индивидуальной программы социальной психолого – педагогической реабилитации ребёнка).
-
Индивидуальная и групповая работа с ребёнком по программам психолого – педагогического сопровождения и работа с семьёй по программе «Мы вместе».
-
Итоговая (вторичная) диагностика: отслеживание динамики развития.
-
Заседание СППК (итоги курса реабилитации, прогноз на будущее).
-
Подготовка заключений специалистов, разработка методических рекомендаций родителям.
Этапы реализации технологии:
1 этап: организационный
Цель: создание организационной основы программы.
Работа с литературой, статистическими данными, определение проблемы.
Формирование методической базы по работе с семьёй, воспитывающей детей – инвалидов.
Разработка программы.
2 этап: основной
Цель: реализация программы, вводное анкетирование.
Проведение мероприятий в соответствии с планом работы.
Промежуточный анализ результатов работы программы по направлениям, определение эффективности работы на основании ИПР детей и анкетирования родителей.
3 этап: заключительный
Цель: подведение итогов работы коммуникативно – интегрированной площадки по направлениям деятельности.
Анализ результатов работы по программе на основе итоговой диагностики детей и итогового анкетирования родителей.
Проведение круглого стола по реализации программы «Мы вместе»в рамках работы с семьёй, воспитывающей детей – инвалидов.
Механизм реализации программы:
Для реализации программы «Мы вместе»
определена целевая группа участников;
определены направления работы и их теоретическое обоснование;
составлен календарно – тематический план основных мероприятий;
сформирован инструментарий анализа эффективности работы программы.
|
Содержание деятельности в рамках технологии
|
1. Организационный этап:
-
Информирование целевой группы;
-
Организация межведомственного взаимодействия:
-
Приобретение и размещение оборудования:
2. Диагностический этап:
Перечень диагностических методик с детьми:
Компьютерная психодиагностика: «Многофакторный личностный опросник Кеттела»; «Детско – родительские взаимоотношения», тест Равена.
С родителями: «Оценка психологического климата семьи»; «Детско – родительские взаимоотношения», анкетирование (первичное и итоговое) в рамках реализации программы «Мы вместе».
Работа с семьёй будет вестись в соответствии с индивидуальной программой социальной психолого – педагогической реабилитации, разработанной на основании ИППСУ, включающей в себя общие сведения о семье; индивидуальный план сопровождения семьи; диагностическую карту обследования уровня развития ребёнка; индивидуальную программу реабилитации; работу с семьёй; итоги реабилитационной работы, лист текущего контроля.
В плане работы с ребёнком будут проводиться групповые и индивидуальные коррекционно – развивающие занятия, тренинги и игровые развлекательные программы.
С семьёй, воспитывающей ребёнка – инвалида онлайн – лектории, консультации, тренинги, круглый стол.
Совместные мероприятия для детей – инвалидов и родителей будут включать в себя игровые тренинги, культурно – развлекательные программы, акции, работу в творческой мастерской «Радость моя».
3. Основной этап:
Реализация технологии как целостной системы совместной деятельности специалистов отделений, детей и родителей, направленная на активное воспитание и развитие личности ребенка – инвалида и на социализацию семьи в целом.
График и количество проведения занятий:
Занятия с детьми проводятся весь период, в соответствии с графиком прохождения курса реабилитации в отделении, на основании ИППСУ (согласно плану).
Занятия с родителями проводятся (согласно плану) 1 раз в месяц, совместная деятельность в творческой мастерской «Радость моя» - 1- 2 раза в квартал; совместные праздники – в соответствии с календарными праздничными датами (День семьи, День защиты детей, День матери, Новый год, декада инвалидов).
Мероприятия в рамках технологий «Выездного социального экспресса» будут проходить 1 раз в квартал, «Равный поможет равному» - 2 раза в год, «Дистанционный консультативный онлайн - пункт» будет работать весь период согласно плану.
Форма работы: индивидуальные и групповые занятия, клуб общения, творческая мастерская, выездной социальный экспресс, акции и др..
Методы работы:
* Диагностика
* Анкетирование (начальное и итоговое)
* Беседа
* Словесные методы
* Игровые методы
* Наглядные методы
* Релаксационные методы
Основные направления программы:
Диагностическое:
-
диагностическое обследование ребёнка (первичное, вторичное)
-
анкетирование родителей (вводное и итоговое).
Информационно – просветительское: проведение консультаций с элементами видео презентаций по отдельным темам, заявленным родителями на первой встрече; подготовка памяток и буклетов для родителей; подготовка видеофильмов о реабилитационной деятельности с детьми; обучение компьютерной грамоте.
Психолого – педагогическое:
-
проведение мероприятий с детьми по плану индивидуальной программы социальной психолого – педагогической реабилитации в соответствии с ИППСУ.
-
Проведение психологических тренингов и обучающих семинаров (в том числе и в дистанционной форме) для родителей с элементами видео урока.
Творческое: совместная творческая деятельность детей и родителей в творческой мастерской «Радость моя».
Культурно – досуговое: подготовка и проведение культурно – развлекательных программ с детьми и родителями.
Переход несовершеннолетнего на следующий этап сопровождения осуществляется решением заседания социального психолого – педагогического консилиума.
4. Аналитический этап:
Ожидаемые результаты:
-
Будет определена целевая группа программы - около 30 семей с детьми - инвалидами;
-
Преодоление социальной изоляции родителей, воспитывающих детей - инвалидов, и получения ими поддержки от специалистов и других родителей.
-
Снижение напряженности или тревоги родителя в отношении осуществляемой роли.
-
Развитие ощущения самоконтроля и уверенности в своих ролевых обязанностях в связи с особенностями ребенка.
-
Выработка адекватной самооценки и способности к само принятию.
-
Гармонизация внутреннего мира ребёнка и окружающего жизненного пространства, обнаружение внутренних ресурсов и развитие стремления к самопознанию, саморазвитию, самореализации.
-
Социализация детей – инвалидов и семьи, воспитывающей ребёнка – инвалида
-
Приобретение участниками знаний о принципах эффективной коммуникации, улучшение коммуникативных навыков выстраивания конструктивного диалога;
-
Улучшение взаимоотношений между детьми и родителями;
-
Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации, акции, творческая мастерская т.д.)
Оценка результативности работы технологии будет осуществляться путём сравнения результатов первичной и итоговой диагностики детей – инвалидов (оценка динамики положительных изменений) и анализом итогового анкетирования для родителей.
|
Межведомственное взаимодействие
|
Отдел организации социального обслуживания населения
администрации Усть-Таркского района (ООСОН);
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Усть -Таркская центральная районная больница"( ГБУЗ НСО «Усть-Таркская ЦРБ») ; Отдел опеки и попечительства при администрации Усть-Таркского района (ОО и П);
Управление образования администрации Усть-Таркского района (УО),образовательные организации Усть-Таркского района (15единиц);
Муниципальное казенное учреждение дополнительного
образования Усть-Таркский Дом детского творчества (МКУ
ДО Усть-Таркский ДДТ); Детская школа искусств,
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Культурно-досуговый центр Усть-Таркского района»
(МБУК «КДЦ Усть-Таркского района);
Администрации сельсоветов (13 единиц).
|
Информационное сопровождение
|
|